Красных дней календаря в России превеликое множество. Это и 1 января, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 1 сентября, 4 ноября… Многие отмечают свои профессиональные праздники: День полиции или День железнодорожника. Оказывается, есть в календаре и День лошади — 31 августа.
В календаре русской православной церкви 31 августа — день памяти святых мученников Флора и Лавра. На Руси эти святые являлись покровителями лошадей, поэтому неофициально праздник переименовался в Днём лошади. В те времена, когда лошадь для человека была так же привычна, как сегодня мобильник, отдельного понятия «конник» не существовало, поэтому День Флора и Лавра был простым общенародным церковным праздником, очень органично вписывающимся в календарь вслед за Медовым (торжество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочным (Преображение Господня) Спасом.
У нас на родине, в советские времена, как известно, существовал запрет на содержание лошадей в личном подсобном хозяйстве. В связи с развитием механизации сельского хозяйства в XX веке лошади были практически полностью вытеснены тракторами. Однако сегодня многие вещи меняются.
В эпоху возрождения православных традиций люди вспоминают о существовании дня Флора и Лавра. Некоторые конники считают необходимым в этот день дополнительно угостить своих питомцев свежей морковью или яблоками. Как конники отмечают этот, по сути — свой профессиональный, праздник? Обратимся к истокам. В житии святых мученников Флора и Лавра о лошадях не говорится ни слова. По профессии эти два родных брата, живших во II веке сначала в Византии, а потом в Иллирии (территория современных Сербии, Боснии и Герцеговины и других балканских стран), были каменотёсами. За исповедование веры во Христа они претерпели мученическую смерть, а через многие годы их нетленные мощи, обладавшие большой целительной силой, были найдены и отправлены в Константинополь в монастырь Спаса Вседержителя. Покровителями лошадей святые мученики стали не сразу.
По преданию, князь Дмитрий Донской перед знаменитой Куликовской битвой получил благословение от преподобного Сергия Радонежского. Это произошло 31 августа (по новому стилю) 1380 года, в день памяти святых мученников Флора и Лавра. Последующая победа в бою была воспринята как чудо и навсегда осталась в памяти. Святые братья стали почитаться как заступники Русской земли. Вскоре был создан уникальный сюжет, отраженный на иконе «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил, держа за поводья коней, оседланных по-военному, передает их Флору и Лавру. Князь Е. Трубецкой так пишет об этой иконе: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые, сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».
Подобные иконы получили огромное распространение и пользовались большой популярностью в первую очередь среди крестьян. К слову, только в русской православной традиции имена этих святых, вообще, связаны с лошадьми. Постепенно в русском народе появились традиции празднования дня Флора и Лавра: в этот день было принято освобождать своих лошадей от работы, украшать их всевозможными яркими лентами и бубенцами, закармливать, а также обязательно отвести к церкви, где после торжественного молебна священники окропляли животных святой водой. И, конечно же, весь день шли народные гуляния! Все люди разные, потому могут придавать разный смысл в праздник в честь Флора и Лавра. Однако если уделить в этот день своей любимой лошади чуть больше внимания, уверен, ей это понравится, и она отблагодарит вас в дальнейшем сторицей!
«Шпор черкесы не знают и погоняют лошадь тоненькою плетью, имеющею на конце кусок кожи в виде лопаточки для того, чтобы не делать боли лошади, а пугать ее хлопаньем, так как, по мнению черкесов, боль причиняемая лошади шпорами или тяжелою ногайкой, употребялемою калмыками и донскими казаками, утомляет ее совершенно без нужды».
Фёдор Торнау, русский офицер